Современная КМУ олицетворяет собой триаду: погрузчик, кран, грузовик. Сама грузит, сама везет, сама разгружает. Именно за эту универсальность их так любят многие логистические и строительные компании.
Первые прототипы современных кранов-манипуляторов появились в Европе в 50-х годах прошлого столетия. Однако широкого успеха они не снискали. И лишь в период бурного экономического роста, когда стали появляться глобальные стройки века, как нельзя кстати пришлись некогда несправедливо недооцененные КМУ. Почему? Все просто: эта универсальная крановая установка, монтируемая на грузовой автомобиль любого типа, позволяла существенно повысить эффективность проводимых работ, сократить сроки доставки грузов благодаря ликвидации непроизводительных простоев грузовых автомобилей при ожидании погрузки/разгрузки, значительно снизить эксплуатационные расходы за счет уменьшения количества требуемой техники и обслуживающего персонала.
Год от года в умах прогрессивного общества росло и крепло убеждение, что лучше погрузчика, крана и грузовика может быть… только грузовик с крано- манипуляторной установкой. Западные статистики подсчитали: сегодня каждая пятая грузовая машина в Европе оснащена КМУ. Конечно, не только европейцы оценили и с успехом пользуются этой техникой. В повседневную рабочую жизнь российских городов КМУ также вошли всерьез и, по всей видимости, надолго. Не бывает и дня, чтобы на улице мы невзначай не встретили этих универсальных помощников. Сегодня существуют два основных типа крано-манипуляторных установок: тросовые и гидравлические. Основное их различие состоит в том, что на первых крюк закреплен на тросовой подвеске, на вторых он жестко зафиксирован на оголовке стрелы. Кстати, тросовые КМУ получили большее распространение в Японии, Корее, Китае, гидравлические – в Европе. Чтобы хоть как-то сориентироваться во всем многообразии этих машин и их производителей, мы сравнили четыре модели КМУ, относящиеся к среднему классу грузоподъемности.
СПРАВКА
Первые попытки создать КМУ были предприняты еще в конце XIX века. Тогда группа американских изобретателей соединила подъемный механизм с паровой машиной, получив механизированную КМУ. В 1952 году датский механик, основатель компании HMF (Hojbjerg Maskinfarik A/S) Арне Бундгаарду Йенсену начал разрабатывать собственную конструкцию крана-манипулятора и спустя два года приступил к серийному производству. В 1959 году компания построила новую фабрику по собственному проекту. Кстати, завод успешно работает и по сей день, а продукция компании представлена более чем в 50 странах мира.
КМ-120
Исторически КМУ «Ивановец» появились в рамках выполнения госзаказов для оборонных ведомств России. Военные истоки наложили отпечаток добротности и долговечности на все последующее поколение кранов-манипуляторов Ивановского завода. Гидравлическая модель КМ-120 благодаря широким возможностям манипулирования стрелой имеет большое количество вариаций применения и может использоваться для механизации погрузочно-разгрузочных, транспортных, монтажно-демонтажных, ремонтно-восстановительных и иных работ, в том числе внутри зданий и сооружений, при разборке завалов и разрушений. Стрела ивановской модели может иметь от одной до трех гидравлически телескопируемых секций, которые обеспечивают работу на вылетах до 10,2 метра. Они имеют шестиугольный профиль, что делает конструкцию предельно прочной и одновременно облегченной. А изготовленные из полиамида направляющие плиты-скользуны обеспечивают их надежное скольжение. Модель КМ-120 оснащена достаточно легкой и надежной шарнирной крюковой подвеской, позволяющей минимизировать потери грузоподъемности. Бесспорным преимуществом техники является то, что кран-манипулятор может быть дополнительно оборудован грузовой лебедкой с канатной подвеской крюка, а также активным грузозахватным органом (грейфером, спецзахватами и др.). Управление всеми рабочими операциями осуществляется одним водителем-машинистом с одного из двух стационарных пультов, расположенных по обе стороны транспортного средства. На модели КМ-120 применен электронный ограничитель грузоподъемности АС-АОГ-02, который регулярно сообщает информацию о степени загрузки крана-манипулятора. При перегрузке ограничитель грузоподъемности автоматически останавливает гидропривод, происходит разгрузка гидронасоса и слив рабочей жидкости в гидробак. Кроме того, оба пульта управления оснащены кнопками аварийного выключения гидропривода в случае возникновения нештатной ситуации. Наличие электронной системы защиты от перегрузок и двойных пультов управления обеспечивает машинисту высокую безопасность и удобство управления краном-манипулятором. Добавим, все основные металлоконструкции КМУ – опорная рама, выносные опоры, поворотная колонна и телескопическая стрела – изготовлены из высокопрочной стали WELDOX и спроектированы методом 3D-моделирования.
Соколов С.Ю., руководитель направления продаж КМУ ТК «Ивановская марка»:
«При выборе КМУ завод «Автокран» рекомендует обращать внимание на грузовой момент, количество секций стрелы, ее длину. Последний показатель особенно важен при работе с крупногабаритными грузами. Функционал крана-манипулятора можно заметно разнообразить за счет монтажа сменного оборудования, поэтому на нем тоже стоит акцентировать внимание. В качестве ключевых экономических показателей для КМУ является возможность совершить большое количество рейсов за один рабочий день. Ивановские КМУ базируются на дорожных и внедорожных шасси – КАМАЗ-4308, КАМАЗ-43253, КАМАЗ-43118, КАМАЗ-65115, КАМАЗ-65117, КАМАЗ-6520 – каждое из которых позволяет эффективно осуществлять транспортировку и может использоваться для различных задач как в городской черте, так и на бездорожье».
СПРАВКА
В народе автомобили, оборудованные крано-манипуляторной установкой, часто называют «воровайками». Столь неблагозвучное имя эти машины обрели после того, как с их участием по всей стране произошла серия громких краж стройматериалов. Схема преступления была предельно проста: – авто с манипулятором приезжало на стройплощадку, а уже через несколько минут ретировалось с нее, увозя ценный неподъемный груз на борту. Также были нередки случаи, когда это чудо инженерной мысли еще и прихватывало с собой все, что неправильно лежало на пути его следования.
PALFINGER INMAN IT 150
В 2014 году австрийский концерн PALFINGER представил кран-манипулятор с тросовой подвеской крюка INMAN IT 150. Модель может эксплуатироваться при температуре воздуха от -40°C до +40°C. При общей массе 2,9 тонны предельно допустимая грузоподъемность тросового крана составляет 6,6 тонны, а при максимальном, 19-метровом вылете – 320 кг. При этом обеспечивается грузовой момент до 15 тм. Максимальная глубина опускания достигает 18,3 метра, что позволяет КМУ IT 150 доставлять грузы в самые труднодоступные места. Одно из главных преимуществ кранов-манипуляторов INMAN IT 150 заключается в том, что их можно устанавливать без применения дополнительных опор и без потери устойчивости на большинство грузовых автомобилей как отечественного, так и импортного производства. При этом они требуют незначительного пространства для монтажа, за счет чего максимально сохраняют полезную длину кузова. Австрийская модель обладает мощной лебедкой с тяговым усилием 16,2 kN, а также четырехкратной запасовкой троса, которая снижает риск скручивания и увеличивает грузоподъемность. Наличие концевого выключателя механизма подъема груза предотвращает поломку механизмов тросового крана. Кроме того, модель INMAN IT 150 агрегатирована фланцем на оголовке стрелы для работы с навесным оборудованием. Наконец, за счет наличия тросовой подвески крюка есть возможность точно позиционировать груз, опуская его строго вертикально по прямой. Управление тросовым крано-мани-пулятором осуществляется с сиденья, расположенного на колонне. Поставляемые с краном опоры размахом в 5,63 метра имеют гидравлическое выдвижение и ручной поворот. Стоит отметить, что развитая сеть сервисных центров PALFINGER по всей России обеспечивает доступность запасных частей и оперативную поддержку владельцам INMAN IT 150.
Михейкин О. Ю., главный механик ООО «Системы безопасности»:
«За более чем год эксплуатации тросовая кран-манипуляторная установка PALFINGER ни разу не подвела, несмотря на суровые погодные условия Севера: столбик термометра порой опускался до -45°C. Техника проста, удобна в обслуживании и эксплуатации. А также оснащена эффективной и бесперебойной системой безопасности, которая не раз предотвращала перегруз КМУ».
XCMG SQ63SK3Q
Тросовая крано-манипуляторная установка SQ63SK3Q является разработкой одного из крупнейших в Китае производителей и экспортеров спецтехники – компании XCMG. Широкое распространение и признание эта модель получила благодаря своей универсальности и многофункциональности. Так, в качестве шасси для нее может быть выбран практически любой бортовой автомобиль с подходящей грузоподъемностью и платформой соответствующих размеров. Однако отметим, что в нашей стране большей популярностью данная модель пользуется в сочетании с шасси КАМАЗ-43118 и КАМАЗ-65117, которые позволяют эффективно осуществлять транспортировку и погрузо-разгрузочные работы как в городских условиях, так и за городом. Стрела SQ63SK3Q располагается над кузовом автомобиля и способна на полный поворот в 360 градусов. Наибольшая достигаемая высота подъема груза составляет 12,9 метра над поверхностью, а его опускание ниже опоры крана возможно до установленной отметки в 11 метров. Максимальная грузоподъемность при этом равна 6,1 тонны. Стоит подчеркнуть, что КМУ XCMG SQ63SK3Q достаточно проста в работе. Все манипуляции по управлению гидроприводом совершаются всего двумя джойстиками. При этом эксплуатация установки не требует специальной подготовки персонала: любой водитель автомобиля, пройдя соответствующий инструктаж по работе с КМУ, может быть допущен к управлению. В целях безопасной работы на модели SQ63SK3Q установлено три ограничителя: ограничитель веса при подъемных работах, ограничитель свободного хода троса и ограничитель момента. Добавим, надежность и высокое качество сборки XCMG SQ63SK3Q, тщательный выбор комплектующих позволяют производителю установить рекомендованный срок эксплуатации 10 лет.
Рыбаков Д. С., директор ООО «ТД «Загорец»:
«Модель SQ63SK3Q в отличие от коленчатых КМУ обладает меньшим количеством узлов и шарнирных соединений, благодаря чему ее конструкция более проста и надежна. Следовательно, она имеет больший ресурс, что обуславливает снижение затрат на эксплуатацию. Кроме того, крано-манипуляторная установка китайского производителя характеризуется сравнительно небольшой массой и габаритными размерами, а также невысокой стоимостью».
FASSI 195A.0.25
Краны-манипуляторы FASSI известны всему миру с 1965 года. Именно тогда кузовное ателье FASSI, специализирующееся на переоборудовании грузовых автомобилей, открыло собственное производство КМУ. Сейчас FASSI GROUP объединяет шесть предприятий в Ломбардии (Италия), которые обеспечивают разработку дизайна и производство более 10 000 единиц техники в год. Крано-манипуляторная установка FASSI F195A.0.25 – одна из самых популярных моделей в линейке производителя, поставляемых в Россию. Она оборудована компактной внешней стрелой, которая позволяет осуществлять подъем грузов на достаточно большую высоту – 17 метров. Грузовой момент равен 16,11 тм. Грузоподъемность на минимальном вылете стрелы составляет 8065 кг, на максимальном – 825 кг. За безопасность КМУ FASSI при эксплуатации отвечает инновационная система гидравлической защиты от перегрузки FX100, которая автоматически контролирует грузоподъемность крана-манипулятора и регулирует соотношение подъемного момента с условиями устойчивости грузового автомобиля. Максимальный гидравлический вылет стрелы FASSI F195A.0.25 равен 14,35 метра, однако при необходимости его можно увеличить до 20,70 метра, установив дополнительные механические секции. Итальянский кран-манипулятор мо-жно монтировать на грузовые автомобили КАМАЗ-65117, КАМАЗ-65115, КАМАЗ-43118, МАЗ, УРАЛ, Mercedes, Isuzu, Hyundai, Baw и др. КМУ FASSI F195A.0.25, как правило, устанавливают за кабиной грузового автомобиля или на заднем свесе. В транспортном положении манипулятор занимает небольшое пространство, поэтому не доставляет неудобств при управлении автомобилем, а также не ограничивает высоту перевозимого груза. Кроме того, при выполнении работ в помещении гидравлический манипулятор FASSI F195A.0.25 способен горизонтально перемещать груз достаточно большой массы, а наличие дополнительного колена позволяет успешно произвести погрузку-разгрузку автомобиля, не задевая потолок. На крано-манипуляторную установку F195A.0.25 при необходимости можно установить дополнительное оборудование: грейфер, эвакуатор, бурильное устройство, ковш, люльку и др. Все металлоконструкции FASSI F195A.0.25 спроектированы с помощью 3D-моделирования и испытаны до полного разрушения методом создания прототипа.
Отзыв КМУ КЛУБ kmuclub.ru
Пользователь РИНАТ:
«В сентябре 2013 года приобрел КАМАЗ 65117 бортовой с краном-манипуля-тором «Фасси». Долго выбирал между гидравликой и тросом (читал отзывы, общался с ребятами) и решил, что плюсов у гидравлики больше. Краном «Фасси» полностью доволен. Что сказать, европейское качество. Еще ни разу ничего не сломалось, и уверен, что ничего с ним и не будет. Масло в планах поменять в сентябре, согласно инструкции. А фильтр на кране один, и он «многоразовый» (его надо просто снять и промыть, без замены)».
Итог
Одно из основных отличий тросовых КМУ PALFINGER INMAN IT 150 и XCMG SQ63SK3Q от гидравлических КМ-120 и FASSI 195A.0.25 состоит в том, что два последних, благодаря возможности использовать дополнительное навесное оборудование, могут не только работать в крановом режиме, но и производить небольшие земляные работы, погрузку-разгрузку длинномерных труб, погрузку сыпучих материалов и др. Несомненным плюсом гидравлических КМУ также является высокая точность позиционирования грузов. При этом они могут работать в весьма стесненных условиях. Например, подавать груз параллельно земле, производить погрузочные работы при низких потолках и т. п. И еще. Гидравлические КМУ в транспортном положении занимают сравнительно небольшое пространство, поэтому не доставляют неудобств при управлении автомобилем, а также не ограничивают высоту перевозимого груза. Стоит сказать и о недостатках. Собственный вес гидравлических крано-манипуляторных установок достаточно велик. Это создает повышенную нагрузку на передний мост автомобиля. Продукция недобросовестных производителей машин с КМУ иногда выходит из строя именно по этой причине и снимается с гарантии, принося покупателю большие убытки. Между тем тросовые КМУ в отличие от гидравлических могут опускать грузы ниже уровня земли, что бывает необходимо при строительстве подземных коммуникаций и котлованов. Кроме того, они могут работать за препятствием, т. е. опускать крюк за забор, а также перемещать груз строго вертикально, при этом плавно и безударно. Стоит отметить и то, что тросовые крано-манипуляторные установки обладают значительно меньшим количеством узлов и шарнирных соединений, благодаря чему их конструкция более проста и привычна в обслуживании. Основной недостаток тросовых КМУ – невозможность компактно сложить стрелу в транспортном положении, что не позволит перевозить крупногабаритные грузы. При этом перевод стрелы в положение «над кабиной» гарантированно «убъет» передний мост и резину, так как предельно допустимая нагрузка на ось будет превышена.К непростому выбору принципиальной конструкции КМУ можно подходить с различных позиций. Но если нет явной необходимости приобрести именно тросовую или именно гидравлическую крано-манипуляторную установку, можно с уверенностью полагать, что работа КМУ и того и другого строения будет одинаково востребованной и эффективной.
КМ-120 | PALFINGER INMAN IT 150 | XCMG SQ63SK3Q | FASSI 195A.0.25 | |
Макс. вылет стрелы | 10,2 м | 19,0 м | 11,2 м | 14,35 м |
Мин. вылет стрелы | 3,0 м | 2,0 м | 2,5 м | 2,00 м |
Г/п на макс. вылете | 1000 кг | 320 кг | 800 кг | 825 кг |
Г/п на мин. вылете | 3700 кг | 6 600 кг | 6100 кг | 8065 кг |
Грузовой момент | 11,25 тм | 15 тм | 15,7 тм | 16,11 тм |
Высота подъема | 12,7 м | 19,5 м | 12,9 м | 17 м |
Глубина опускания | – | 19,5 м | 11,0 м | – |
Угол поворота колонны | 400 град. | 420 град. | 360 град. | 400 град. |
Масса КМУ | 2,05 тонны | 2,9 тонны | 2,270 тонны | 2,625 тонны |
Базовое шасси | КАМАЗ-65117 КАМАЗ-65115 | широкий выбор шасси | широкий выбор шасси | широкий выбор шасси |
(источник www.ugspectehnika.ru)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль